Чиркова О.Л.

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Коммунарское движение: факты >> Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра >> Чиркова О.Л. >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5/23/7/27


Чиркова О.Л.

г. Архангельск

Роль взаимодействия и сотрудничества в развитии личности школьника

Опыт работы с разными классами позволяет сделать выводы о том, какую роль играет сотрудничество классного руководителя с педагогами дополнительного образования в развитии всего классного коллектива и каждого ребенка в отдельности.

В наше время основная ставка делается на развитие творческого потенциала детей, их умение жить в коллективе и общаться с окружающими.

С 1990 г. я работаю с творческими группами, самой первой из которых был фольклорный коллектив, состоящий из учащихся 1-3 классов, с которым мы выступали на городских конкурсах и занимали призовые места.

Став классным руководителем пятиклассников, в первую очередь выяснила, что 80% моих детей занимались дополнительным образованием в различных кружках, студиях, секциях, как внутри школы, так и за ее пределами. Это позволило в классе выделить творческие группы: организаторскую, оформительскую, театральную, музыкальную, танцевальную.

Естественно, что в первую очередь меня интересовали именно творческие стороны личности пятиклассников.

В первое время дети ничего не могли организовать, подготовить, провести самостоятельно. Все приходилось контролировать, во всем направлять и помогать. Но в конце пятого класса дети проявили свой творческий потенциал в полной мере. Для первоклассников мы поставили музыкальный спектакль с настоящими декорациями и костюмами. В подготовке к спектаклю были задействованы все творческие группы и привлечены педагоги дополнительного образования.

Работой оформительской группы руководил преподаватель изостудии, руководитель театральной студии консультировала артистов. С вокалистами помогала работать руководитель хора. Танцевальную группу готовил хореограф. И это была наша первая совместная победа. В течение последующих 6 лет работы с этим классным коллективом наше сотрудничество с педагогами дополнительного образования укреплялось. В конечном итоге сложилась система творческих встреч в литературно-музыкальных гостиных. Стремление к самовыражению повысило творческую активность детей, помогло избавиться от комплексов. Темы нам подсказывала сама жизнь.

Для старшеклассников настолько стало естественным, что хореограф ставит с ними танцы, хоровик учит песни, преподаватель инструмента консультирует учащихся, играющих на фортепиано, на гитаре, руководитель театральной студии дает свои рекомендации по подбору костюмов, созданию интерьера и выразительному чтению, а руководитель изостудии готовит с ними оформление класса, что когда в 11 классе мы предложили всем танцевать вальс на празднике последнего звонка, радости не было предела. Учащиеся подобрали себе пары, ходили на репетиции, в общем хоре пели с удовольствием.

Очень развивает учащихся сотрудничество с внешкольными учреждениями: выставочные залы, кукольный и драматический театры, ОЦДО, камерный зал и большой зал филармонии. Профессиональное творчество взрослых вызывает в детях огромное желание проявить свои способности. Вовремя поддержанная классным руководителем инициатива приносит свои плоды. В классе стали появляться коллективные творческие работы: в 11-ом классе появился творческий отчет в стихах о поездке в г. Санкт-Петербург, а на выпускном вечере педагоги и учащиеся получили в подарок еще одну творческую работу группы одиннадцатиклассников, где смогли прочитать смешные курьезные истории о жизни класса и добрые, напутственные слова педагогов, и шуточно-серьезный иллюстрированный гороскоп для каждого выпускника.

Параллельно с ростом творческого потенциала учащихся становится более серьезным отношение к учебе. Если на протяжение пяти лет качество знаний в данном классе составляло 28%, то к 11-му классу качество выросло до 50%, трое учащихся закончили школу с серебряной медалью, двое- с отличием. При этом состав класса практически не изменялся.

Такая система работы себя полностью оправдывает и требует продолжения и развития с другим составом класса. Поэтому, когда в 2000-2001 учебном году я вновь приняла пятиклассников, то пошла по уже проторенному пути. В классе появились такие же творческие группы. Сотрудничество с педагогами дополнительного образования стало ещё более тесным и плодотворным, так как более 90% учащихся занимаются дополнительным образованием. Желание учащихся проявить себя настолько велико, что уже в 5-ом классе мы выполняли коллективные творческие работы: "Автопортрет класса", "Мама меня научила", "Классная летопись". Состоялись и первые пробы в проведении литературно-музыкальных гостиных ≈ "Вечер вальса", "Музыка зимы".

Большую помощь и поддержку оказывают в такой работе родители пятиклассников. Их интерес к совместному творчеству очень высок. На родительском собрании, узнав о творческих группах, появившихся в классе, родители высказали желание создать такие же группы и среди родителей, чтобы быть все время в центре того, что происходит в классе. Таким образом, сотрудничество детей, учителей и родителей способствует развитию и социализации личности учащегося. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.



Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования